Новости и советы в сфере ландшафтного дизайна!

menu

Жиль Клеман: Методологические принципы создания и реализации проекта

Рубрика: Новости

Осенью 2013 года, по приглашению Учебного Центра «Эко-образование», Москву посетил Жиль Клеман – знаменитый французский ландшафтный архитектор, прославившийся созданием огромного количества экологичных, природных садов как у себя на родине, так и далеко за ее пределами. Одна из лекций, прочитанных мэтром в рамках его двухдневного мастер-класса,  касалась методологических принципов создания и реализации проекта. Французский опыт вызвал большой интерес у российских специалистов, довольно активное обсуждение и множество вопросов. Предлагаем и вам ознакомиться с 11-ю ключевыми принципами создания сада по Жилю Клеману.

1. Погружение в среду

Погружение должно происходить естественным образом, без привлечения существующей объективной информации о месте. На этой, первой фазе, не так важны экономические, технические, экологические и исторические факторы. Они не теряют своей актуальности, но будут вовлечены позднее, на других фазах. Погружение – это исследование того места, которое вы пока знаете не очень хорошо, и, на базе которого вам предстоит разрабатывать свой проект.

Допустим, вы хотите посетить новую страну, и при этом вооружаетесь целым арсеналом книг, где про нее уже подробно всё написано. В этом случае, вы получите опосредованную информацию, основанную только на том, что вы смогли вычитать. Но ведь нужно, чтобы у вас появились свои собственные идеи. Для этого необходима эмоциональная встряска, личные ощущения! При этом важно избежать какого-либо влияния со стороны, будь то влияние историка, политика, экономиста или даже влияние возможностей программного обеспечения, если вы берете с собой электронные средства. Важно, чтобы эта форма представления своих ощущений была сделана вручную, без помощи технических средств, потому что, прибегая к ним, вы оказываетесь у них в плену.

На всех подпунктах стадии концептуализации мы работаем от руки. Хотя бы потому, что так быстрее, и мы не ограничены возможностями компьютерных программ, к которым мы прибегаем уже после того, как родилась и сформировалась сама концепция. Поэтому, этот первый методологический пункт предполагает максимальную свободу.

2. Мечта, замысел

К этому пункту вы сможете перейти только после того, как испытаете всю палитру ощущений и составите собственное представление о месте. Именно так называемая Мечта приведет вас к конкретной разработке вашего проекта. Мечта в данном случае – утопическое представление того, что могло бы быть сделано на исследованной территории. Мечтать важно, это придает идее неповторимость, а ведь именно этого ждут от вас потенциальные заказчики! Им нужны идеи, которые не пришли в голову им самим, и которые они не смогли найти в других источниках. Идеи, не являющиеся результатом каких-то исследований, а исходящие непосредственно от вас. Таким образом, вы сами себя подвергаете утопическому мышлению и уже затем переходите к представлению своих идей.

3. Способ представления идеи

Безусловно, слова должны быть подкреплены какими-то изображениями – они могут быть выполнены с помощью совершенно разных материалов и техник, будь то акварель, карандаш и даже фотографии, может быть не самой местности, а похожих на нее ландшафтов. Главное, чтобы в представленных изображениях была осмысленность. А для этого вы можете использовать любые возможности, – даже добавить какой-то звуковой элемент или движение, танцевальное па, которое передает ваше ощущение. Главное, чтобы форма представления идеи подкрепляла ваше описание.

Эти три начальных этапа работы не самые легкие, скорее напротив. Непросто прийти в какое-то место, не будучи отягощенными какими либо предрассудками или сформированными заранее идеями. Выдвинуть какой-то идеальный, пусть утопичный проект для данной территории, а также передать ваш замысел другим.

4. Учет различных затруднений, которые представляет собой территория

Это могут быть экологические, рельефные и разные другие условия местности. На этой стадии вы осознаете, что из предложенных вами идей действительно удастся реализовать, а что нет. Таким образом, вы переходите к необходимой модификации вашей концепции. И этот этап вашей работы тесно связан со следующим.

5. Техническое оформление

Речь идет о необходимых расчетах. Именно на этой стадии возникает понимание, насколько по средствам заказчику тот или иной проект. Безусловно, для него всегда всё получается «чересчур дорого» – зная это, иногда можно немного завысить затратную часть в расчетах, чтобы затем была возможность сократить… Но заказчик обязательно захочет урезать еще и еще. Вам придется либо сокращать расходы на проект, сохранив лишь его идентичность и самобытность, либо целиком урезать стоимость всего проекта, что сконцентрироваться на какой-то его части. Самое главное – ни в коем случае не отказываться от идеи полностью, потому что она – самое важное звено вашей работы.

< Следующая Общество садовых дизайнеров Великобритании объявило победителей ежегодной Премии

Предыдущая > Особенности создания интерьерных ландшафтов